Осознанный туризм

Осознанный туризм

В этой статье вы узнаете:
Путешествия приносят не только пользу,
Что такое овертуризм и туризмофобия,
Плюсы и минусы туризма с точки зрения путешественников и местного населения,
Как осознанный туризм приостановит овертуризм и туризмофобию,
Основные принципы осознанного туризма.
Путешествия моя страсть. Часто-густо я говорю и пишу о том, насколько полезно быть странником: открывать невиданные горизонты, испытывать новые ощущения, прикоснуться к истории других земель и знакомиться с культурой дальних народов. Чем больше мы познаем, тем полнее и осмысленнее жизнь. Однако нельзя не озвучить и другую сторону: о потребительском отношении к путешествиям. Да туризм полезен для развития человека, но полезен ли он тем злачным местам, где миллионы чужеземцев стремятся провести уикенд? Как он отражается на дружелюбных к туристам городах и странах? Все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Темная сторона путешествий: овертуризм и туризмофобия
Туристы, езжайте домой!, Остановите иностранцев!, Туристы вы террористы!, Мы не хотим туристов!, Туризм уничтожает наш город!&hellip, Такие и подобные надписи, граффити, баннеры, плакаты и лозунги во время массовых акций протестов заполонили в 2017-2019 годах Венецию, Амстердам, Барселону, Дубровник, Майорку и Ибицу.

Возможно, если бы не эти крики души, мы, в своем путешественническом туннеле реальности, даже никогда бы и не задумались, что столь безобидное и благое дело может иметь темную сторону. Заглянув в нее, мы сталкиваемся с понятием овертуризм или, как его интерпретируют в русском языке избыточный туризм, сверхтуризм это слишком большой наплыв туристов, который приносит больше негативных последствий, чем пользы.

Изначально данный термин применялся исключительно к населенным пунктам, обозначая, как от понаехавших страдают местные жители, в результате чего появился и термин туризмофобия это когда коренные жители испытывают психологический дискомфорт, боязнь от того, что иностранные гости разрушат их бытовую инфраструктуру, исторические и духовные ценности. Однако факт негативного влияния туристов прослеживается гораздо дальше, чем в городах от толп путешественников страдают многие достопримечательности и природные локации.

Палка о двух концах: кошелек или жизнь
Туризм приносит деньги, славу, разнообразие и еще множество мелких бонусов. Туристическая индустрия обеспечивает стабильные рабочие места, хорошие зарплаты и весомый доход в государственную казну. Так почему же отдельные регионы и города решили отказаться от этого блага? Видимо потому, что спокойная размеренная жизнь для них важнее, чем кошелек.

Что видит путешественник на своей чаще весов:

Плюсы:
дешевые перелеты,
упрощение визовых режимов,
расширение выбора жилья от недорогого (хостелы, CouchSurfing, скидки в отелях) до роскошных условий и высококлассного сервиса,
доступность информации и навигации благодаря мобильному интернету, сюда же отсутствие острой необходимости знать иностранные языки,
разрастание разнообразия развлечений и активного отдыха,
популярность тревел-тематики и возможность быть в тренде: больше узнавать об интересных локациях и самому о них рассказывать,
рост конкуренции в сфере туризма, благодаря которой повышается качество услуг и часто предлагаются акции и скидки.
Минусы:
сталкиваешься с большими толпами туристов, очередями,
большой спрос приводит к удорожанию доступа к достопримечательностям,
приходится подстраиваться под условия популярных локаций (например, в Мачу-Пикчу ограничили время пребывания, в Венеции ввели туристический сбор до 10/сутки за пребывание в городе, а в Риме запретили сидеть на Испанской лестнице иначе грозит штраф от 100).
некоторые из минусов, которые касаются местных жителей.
Еще один пункт тяга некоторых путешественников в популярные экстремальные локации. Ярким примером тому Эверест, на вершину которого в прошлом году потянулся такой обоз туристов (альпинистами там мало кого можно назвать), что на гребнях 8-тысячника образовалась самая настоящая пробка, для многих это была очередь длинною в жизнь.

Что видят местные на другой чаще весов:

Плюсы:
рабочие места и хороший доход для населения,
доход от туризма государство/мэрия вкладывает в сохранение достопримечательностей и развитие города,
слава, внимание, популярность,
стимул становиться лучше, интереснее, разнообразнее,
расширение кругозора и общение с представителями разных культур и народов, не покидая дома.
Минусы:
ориентация города на потребности туристов, а не местных жителей,
вытеснение приезжими жителей центральных районов и старой части города,
столпотворение, пробки, очереди, круглосуточный шум-гам на улицах, много мусора, учащается преступность,
засилье понаехавшими рекреационных зон (парки, пляжи) и священных мест (храмы и локации для духовных практик) из-за чего местные не могут уединиться, расслабиться и отдохнуть,
большая нагрузка на коммуникации и инфраструктуру (в некоторых городах количество туристов превышает численность населения города в 5-10 раз),
удорожание жизни для местных (цены повышаются в расчете на туристов, но бьют и по кошельку местных).
урон местной экосистеме (в основном касается природных достопримечательностей),
варварство, разрушение достопримечательностей, стирается их самобытность, города теряют свой шарм, глухие деревеньки аутентичность, меняется менталитет народа (например, из гостеприимного становится агрессивно настроенным к путешественникам).
Осознанный туризм, как спасение
Как говорится, шо занадто — то не здраво. Как видим, туризм это хорошо, но когда он становится избыточным, вреда больше, чем пользы. Причем, в той или иной мере страдают все. Однако речь не о том, что нужно всем разом стать домоседами и никуда не ездить, сидеть смотреть мир по видеороликам Орел и Решка и National Geographic, а том, что к путешествиям нужно подходить осознанно.

Эксперты Всемирной туристской организации (UNWTO) твердят: решение проблем овертуризма в первую очередь лежит на плечах властей и игроков рынка туристической индустрии (вплоть до владельцев ресторанного и отельного бизнеса, которые настраивают хоромы для понаехавших, как говорится, на головах местных жителей). В то же время и нам, любителям изведывать новые края, тоже посильно улучшение ситуации пусть мы и, как капли в море, но совместными усилиями можем создать сильное течение осознанного туризма!

Что можно сделать, чтобы не усугублять разрушительное действие овертуризма:

Изучить локации, которые страдают от овертуризма (актуальные списки публикуются на новостных сайтах) и отказаться от их посещения пока остро стоит проблема с понаехавшими. Поверьте, вы ничего не потеряете, зато сэкономите нервы, деньги и время,
Для путешествия выбирайте не трендовые, а наименее раскрученные локации получите удовольствие от открытия чего-то нового, по-настоящему отдохнете, прочувствуете колорит и соприкоснетесь с радушием местных, снова-таки сэкономите деньги,
Если же страсть, как хочется побывать в каком-то из популярных мест, то езжайте в низкий сезон так вы разгрузите турпоток. Это плюс для локации и плюс для вас, поскольку снижается риск попасть в столпотворения, да и цены не столь кусачие, как в высокий сезон,
Отдавайте предпочтение жилью в спальных районах города или в пригороде,
Не стремитесь попасть к достопримечательностям зайцем, ведь плата за вход это ваш вклад в поддержание их сохранности и обеспечение чистоты,
Где бы вы ни были, ведите себя адекватно, с уважением к законам, культуре и обычаям страны,
Соблюдайте элементарные правила приличия, не мусорьте, не купайтесь в фонтанах, не будьте вандалами&hellip, и другим не позволяйте!
Последние два пункта кажутся сами собой разумеющимися. Однако нередко бывает, что на пике эмоций или в опьяненном состоянии гости забывают, что в этом городе люди живут, а этот храмовый комплекс для молитв, и эта гора для опытных альпинистов, а не инста-фото и бесконечного мусора в память о понаехавших&hellip,

Туризмофобия не психическое расстройство отдельных граждан. Это глобальная проблема, корень которой несколько глубже, чем переизбыток людей в той или иной локации (хотя и этот фактор сам по себе уже причина большого урона). Увы, дело не только в количестве приезжих, а и в качестве, точнее в том, какое отношение у людей к чужим землям и ценностям.

Читайте также: Путешествие автостопом: возможности и риски

В сознании некоторых людей сидит убеждение, которое наилучше отражает фраза а после меня хоть потоп. Это типичные представители общества потребления, которых заботит только собственная выгода и комфорт, даже если он наносит ущерб другим или имеет негативные последствия. Их философия базируется на временности бытия, по типу: я в этом городе временно, жить в нем не собираюсь, потому не собираюсь ограничивать себя, либо я приехал посмотреть на эту гору первый и последний раз и мне плевать, что с ней будет в будущем и кто еще сюда приедет, либо у меня одна жизнь, поэтому выжму из этой планеты по максимуму, ведь она мне больше не пригодится&hellip, Такие вот паразиты!

И хотя в предыдущем абзаце читается осуждение представителей потребительского мировоззрения, давайте не спешить впадать в категоричность. У каждого своя правда. Тем более, что каждый из нас в той или иной мере паразит либо осознанно, либо сам того не подозревая&hellip, Не нравится роль бездумного потребителя? Тогда подумайте, проанализируйте и отправляясь в путь будьте осознанны!